Насколько качественен охват бренд-аудитории в социальных медиа?

Социальные меди решают многие задачи брендов, однако они далеко не являются панацеей от всех проблем. Компании могут добиться успеха в сетях и сервисах при правильном построении целей, коммуникации и сегментировании аудитории платформ. 

Люди приходят в социальные сети, чтобы общаться друг с другом и отдыхать от серых будней. Современный человек хотя бы раз в день заходит в Интернет и зарегистрирован как минимум на 1-2 соцплатформах. Зная растущую любовь в обществе к социальным медиа, компании все чаще обращаются к возможностям сетей и сервисов с целью охвата своей перспективной аудитории в комфортной для нее среде. Однако многие ошибочно считают соцсайты панацеей от всех проблем, хотя они в большей степени являются каналом коммуникации. 

Настолько ли охотно пользователи общаются с брендами, как друг с другом? 

Как часто мы задумываемся, с какой целью зашли сегодня на ту или иную соцплощадку? В любимые сети и сервисы мы заходить автоматически и по большей части, чтобы проверить входящую почту, узнать, что актуального происходит у друзей и знакомых, поделиться своими новостями и т.д. И это весьма предсказуемо. Многие из нас like’ют машины, дружат с окнами и дверями, подписываются на модные новости и фолловят в ответ запчасти для тракторов и комбайнов чаще всего из вежливости. Об уровне последующего вовлечения такой аудитории в бренд не сложно догадаться. 

По мнению некоторых западных экспертов, далеко небольшая часть активной молодежи в Facebook использует сеть для взаимодействия с брендами. Зачастую такая коммуникация сводится к банальной возможности получить скидку или бесплатный купон, поучаствовать в конкурсе с целью выигрыша ценного приза и т.п. Заинтересовать современного искушенного интернет-пользователя в соцпространстве не так уж просто. 

«Правило 3%» от Ричарда Стейси 

Американский SMM специалист Ричард Стейси (Richard Stacy) недавно разместил в своем блоге публикацию о «Правиле 3%». В нем автор рассуждает о том, что бренд может охватить только 3% своей целевой аудитории с помощью социальных медиа. Остальные 97% остаются недосягаемы. К подобным выводам эксперт пришел из личных наблюдений. Он провел небольшое исследование среди активной молодых пользователей Facebook (выпускники 20-23 года). Согласно полученным результатам, из 30 студентов 3 человек вовлекались в бренд по разным причинам, из которых только 1 качественно взаимодействовал с компанией. Тем не менее, период эффективной коммуникации также не был велик (по сравнению с остальным временем, потраченным на общение с друзьями). 



Безусловно, данная возрастная группа является одной из наиболее активных в Facebook. Автор предлагает сделать проекцию 3% в более широких масштабах. То есть бренд собирается провести рекламную кампанию в Facebook, например, из 100% своих перспективных потребителей (которые находятся на данной платформе) он может реально охватить только 3%. Таким образом, 97% остаются незадействованными. 

Результат в подобной ситуации зависит от того, какова будет эффективность охвата этих 3% целевых пользователей, так как из их числа могут быть получены наиболее качественные контакты. Все мы прекрасно знаем, что количество не всегда означает качество! Как правило, успешные компании фокусировали свои SMM стратегии на определенных, зачастую небольших, сегментах аудитории любой платформы. 

Демографический портрет среднестатистического пользователя той или иной соцплощадки также неодинаков, в соответствии с этим необходимо корректировать и манеру общения с ним. Многим компаниям до сих пор не хватает индивидуального подхода к своему потенциальному потребителю. 

Контент играет огромную роль в продвижении бренда, о его важности много говорилось и на конференции SES New York 2013, однако каждому пользователю нужен свой контент. Согласно многим исследованиям, визуальные образы лучше вовлекают людей, но вряд ли те же самые популярные котики, например, во ВКонтакте придутся по вкусу аудитории в LinkedIn. 

Ричард Стейси ставит под сомнение эффективность проведения различных конкурсов в Facebook, так как те пресловутые 97% о нем попросту не узнают. Тем не менее, существует немало удачных примеров проведения конкурсов в разных социальных медиа (в Facebook, во ВКонтакте). Например, в свое время интернет-магазин «Мамин Городок», который специализируется на товарах для детей и беременных женщин, наряду с другими активностями провел серию конкурсов во ВКонтакте. Их цель была рассказать о бренде как можно большему количеству женщин, и компании это удалось. 

В заключение 

Игнорировать потенциал социальных медиа не стоит. Сети и сервисы – прежде всего канал коммуникации. Сам же Стейси советует использовать бренд-сообщество (Facebook страницу) как платформу, на которой потребители могут обсуждать интересующие их моменты и в том числе обратиться непосредственно к компании с жалобой. По его мнению, основная ценность Facebook страницы (и других соцплощадок) – умение слушать свою аудиторию и отвечать тем, кто непосредственно хочет взаимодействовать с компанией.

«Правило 3%» от Ричарда Стейси, безусловно, заставляет задуматься о качестве прилагаемых маркетинговых усилий в социальных медиа. Однако далеко не все согласны с экспертом. При правильном индивидуальном подходе к своему сегменту целевой аудитории можно добиться и более высоких показателей. Мало кто захочет общаться с безликим, формальным брендом. Залог успешности SMM стратегии – построение долгосрочной коммуникации на личном уровне и фокусирование на своей целевой, узко сегментируемой, качественной аудитории. 

А каково ваше мнение о возможностях социальных медиа для бренд-продвижения? Что вы думаете о «Правиле 3%» Ричарда Стейси? Какие сети и сервисы использует ваша компания? Мы будем рады, если вы поделитесь с нами в комментариях ниже.